Юрий Гагарин

 
Главная
Биография
Полет в космос
После полета
Статьи
Фотогалерея
Тайна гибели
Наши работы
Автор сайта

 

Рейтинг@Mail.ru
 

Web-сайт, посвященный Юрию Алексеевичу Гагарину 50-летию первого полета человека в космос посвящается! 1961 - 2011

Тайна гибели Юрия Гагарина

После защиты дипломной работы в академии Жуковского, Ю. А. Гагарин приступил к лётной практике — тренировочным полётам на самолёте МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением — «спарка»). В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полёта — с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным.
       
27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлково. На момент взлёта условия видимости были нормальными — нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты (в 10:30) Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась.

Юрий Гагарин
Юрий Гагарин

Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Утром следующего дня на ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание. Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва.
       Для расследования катастрофы была создана Государственная комиссия, но даже после многомесячной работы сотен специалистов комиссия не смогла однозначно объяснить причины трагедии. В результате отчёт комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. По сей день причины и обстоятельства катастрофы не являются выясненными. Существует ряд противоречивых версий случившегося.
        Перед полётом в космос Ю. Гагарин составил прощальное письмо — на случай, если погибнет. Это письмо вручили жене после его гибели под Киржачом.
        В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в случае смерти человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства.

Урны с прахом Гагарина и Серёгина замурованы в Кремлёвскую стену.

Созданная для расследования причин катастрофы Государственная комиссия состояла из трёх подкомиссий:

· по изучению лётной подготовки экипажа, проверке организации и обеспечения полётов 27 марта (лётная подкомиссия),

· по изучению и анализу материальной части самолёта УТИ МиГ-15 (инженерная подкомиссия),

· по оценке состояния лётчиков до и во время полёта, официального опознания погибших (медицинская подкомиссия).
         Отдельно работала комиссия КГБ, выяснявшая «по своей линии», не была ли катастрофа результатом заговора, теракта или злого умысла.
         Были собраны 95 % самолёта и оборудования. С телами пилотов было сложнее — их разметало от удара машины о землю, в результате которого образовалась воронка диаметром 6 м и глубиной 2,7 м. Опознание обоих лётчиков было произведено по отдельным фрагментам тел. Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50-70 секунд после последнего радиообмена с Гагариным.
          Официальные выводы комиссии были таковы: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий манёвр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с землёй и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил.
 

Официальная версия гибели Юрия Гагарина

По данным доктора технических наук генерал-лейтенанта С. М. Белоцерковского и космонавта А. А. Леонова (который был членом правительственной комиссии), исследования доказали: самолёт Гагарина и Серёгина перевернуло и бросило в плоский штопор воздушной волной от другого самолёта. (о данной версии лётчик-испытатель Степан Микоян в своих мемуарах прямо говорит, как о необоснованной, заявляя, что в ЛИИ были проведены соответствующие испытания и попадание в струю другого самолёта не привело бы к значительным изменения параметров полёта). Факторами, приведшими к трагедии, были:

· Плохие погодные условия (нижняя кромка нижнего слоя облаков была на высоте 500—600 метров); неточные сведения о погоде.

· Конструктивные недостатки самолёта — неудачные в аэродинамическом отношении два подвесных топливных бака и необходимость для инструктора катапультироваться первым.

· Неудовлетворительная организация радиолокационного слежения за полётами, неисправность части оборудования.

· Серьёзные нарушения в планировании полётов.

· Белоцерковский и Н. П. Каманин обвиняют генерала Н. Ф. Кузнецова в том, что в сложившихся условиях он мог и должен был отменить полёт Гагарина. Вместо этого, из-за его действий, особенно придирок к Серёгину, перед полётом возникла недопустимая нервозность.
        По данным комиссии, примерно за минуту до столкновения Гагарин пребывал в совершенно нормальном состоянии: речь его была спокойной, размеренной. Ему предстояло делать разворот со снижением, при отсутствии видимости естественного горизонта. Далее произошло какое-то неожиданное событие, которое привело к тому, что самолёт оказался на закритическом режиме в положении крутого
пикирования.

Наиболее вероятным «событиями» могли быть:

· Уклонение от самолёта, шар-зонда или стаи птиц;

· Попадание в след пролетевшего самолёта;

· Попадание в восходящий вертикальный поток воздуха или даже горизонтальный порыв ветра.

Могло иметь место сочетание двух каких-либо из указанных событий, а может быть, и всех трёх.

      В Интернете очень много материала с самыми разнообразными версиями гибели Юрия Гагарина, даже фантастическими, я не стану их приводить, так как официального подтверждения они не имеют.

 Материалы данной страницы взяты из Энциклопедии Википедия.  

  © Харченко Владислав, 2011  Ладомировская средняя школа, село Ладомировка Ровеньского района Белгородской области,   e-mail: bvlhvl@yandex.ru